de68495b     

Кассиль Лев - Отметки Риммы Лебедевой



Лев Абрамович Кассиль
ОТМЕТКИ РИММЫ ЛЕБЕДЕВОЙ
В город Свердловск приехала вместе со своей мамой девочка Римма
Лебедева. Она поступила учиться в третий класс. Тетка, у которой жила
теперь Римма, пришла в школу и сказала учительнице Анастасии Дмитриевне:
- Вы к ней, пожалуйста, строго не подходите. Они ведь с матерью еле
выбрались. Свободно могли немцам в плен попасть. На их село бомбы
кидали. На нее все это очень подействовало. Я думаю, что она теперь
нервная. Наверное, она не в силах нормально учиться. Вы это имейте в
виду.
- Хорошо,- сказала учительница,- я буду это иметь в виду, но мы
постараемся, чтобы она могла учиться, как все.
На другой день Анастасия Дмитриевна пришла в класс пораньше и сказала
ребятам так:
- Лебедева Римма еще не приходила?.. Вот, ребята, пока ее нет, я хочу
вас предупредить: девочка эта, может быть, много пережила. Они были
недалеко от фронта с мамой. Их село немцы бомбили. Мы с вами должны
помочь ей прийти в себя, наладить учение. Особенно много не
расспрашивайте ее. Условились?
- Условились! - дружно ответили третьеклассники.
Маня Петлина, первая отличница класса, усадила Римму на своей парте,
рядом с собой. Мальчик, сидевший тут раньше, уступил ей свое место.
Ребята давали Римме свои учебники. Маня подарила ей жестяную коробочку с
красками. И третьеклассники ни о чем не расспрашивали Римму.
Но училась она неважно. Она не готовила уроков, хотя Маня Петлина
помогала ей заниматься и приходила к Римме на дом, чтобы вместе с ней
решить заданные примеры. Слишком заботливая тетка мешала девочкам.
- Хватит вам учиться-то,- говорила она, подходя к столу, закрывала
учебники и убирала Риммины тетрадки в шкаф.- Ты ее, Маня, уж совсем
замучила. Она не то, что вы - дома тут сидели. Вы себя с ней не
сравнивайте.
И эти теткины разговоры в конце концов подействовали на Римму. Она
решила, что ей уже незачем учиться, и совсем перестала готовить уроки. А
когда Анастасия Дмитриевна спрашивала, почему Римма опять не знает
уроков, она говорила:
- На меня тот случай очень подействовал. Я не в силах нормально
учиться. У меня теперь стали нервы.
И когда Маня и подруги пробовали уговорить Римму, чтобы она училась
как следует, она опять упрямо твердила:
- Я почти что на самой войне была. А вы были? Нет. И не сравнивайте.
Ребята молчали. Действительно, они не были на войне. Правда, у многих
из них отцы и родственники ушли в армию. Но трудно было спорить с
девочкой, которая сама была довольно близко от фронта. А Римма, видя
смущение ребят, стала теперь прибавлять к теткиным словам еще свои
собственные. Она говорила, что ей скучно учиться и неинтересно, что она
опять скоро уедет на самый фронт и поступит там в разведчицы, а всякие
диктовки и арифметики ей не очень нужны.
Недалеко от школы был госпиталь. Ребята часто ходили туда. Они читали
раненым вслух книги, один из третьеклассников хорошо играл на балалайке,
и школьники тихим хором пели раненым "Светит месяц" и "Во поле
березонька стояла". Девочки вышивали кисеты для раненых. Вообще школа и
госпиталь очень сдружились. Ребята сперва не брали с собой Римму. Они
боялись, что вид раненых напомнит ей что-нибудь тяжелое. Но Римма
упросила, чтобы ее взяли. Она даже сама сшила табачный кисет. Правда, он
у нее вышел не очень складным. И когда Римма дала кисет лейтенанту,
лежавшему в палате Э 8, раненый почему-то примерил его на здоровую левую
руку и спросил:
- Как вас звать-то? Римма Лебедева? - и негромко пропел:
Ай да Римма - молодец!



Содержание раздела